Необходимость объяснять результаты скрещивания, ошибки при выполнении заданий
на основе рисунков, невнимательность при работе с Открытым банком заданий, -
специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) выделили
основные трудности, с которыми столкнулись участники ЕГЭ 2018 года при сдаче
экзамена по биологии.
Биология традиционно является одним из наиболее востребованных экзаменов по
выбору, ежегодно этот предмет сдают более 20% от общего числа участников ЕГЭ.
Результаты экзамена этого года стабильны и сопоставимы с прошлогодними.
Участники ЕГЭ 2018 по биологии успешно выполнили задания базового уровня,
показали умение решать простейшие задачи по генетике и цитологии, заполнять
пропуски в схеме, анализировать биологический текст и выделять нужную информацию,
анализировать результаты экспериментов, представленных в виде таблиц, графиков,
диаграмм.
В то же время проблемы вызвали задания на основе рисунков. Участники нередко не
могли установить по рисунку и соотнести характеристики и признаки органов растений,
животных и человека. Традиционно низкие результаты участники показали по темам:
«Деление клетки, митоз, мейоз», «Обмен веществ и энергии в клетке» «Формы
естественного
отбора», «Видообразование»,
«Нервная система
человека»,
«Нейрогуморальная регуляция», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Затруднение вызвали и задания на анализ геохронологической таблицы по теме
«Развитие органического мира на Земле».
Также плохое знание методов биологических исследований участники показали при
решении второй части экзаменационной работы. Напомним, что часть 2 состоит только
из заданий с развернутыми ответами высокого уровня сложности. В 2018 году было
принято решение расширить содержание этой части, сохранив при этом модель самих
заданий.
К снижению результатов экзамена привели и незначительные изменения в содержании
задач по генетике и необходимость объяснения результатов скрещивания.
Стоит отметить, что примеры всех вышеупомянутых заданий были представлены в
демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов (КИМ) и
Открытом банке заданий ЕГЭ.
Для получения высокого балла ЕГЭ по биологии участникам важно обладать умением
применять теоретические знания для объяснения конкретных процессов и явлений,
происходящих в живой природе.
Напомним, ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
проводит анализ кампании по предметам и публикует методические рекомендации для
учителей. Краткий обзор этих рекомендаций, подготовленных руководителями
федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ,
помогут будущим выпускникам и их педагогам сориентироваться в том, какие задания и
темы оказались наиболее сложными для участников ЕГЭ-2018, и на что стоит обратить
внимание при подготовке к экзамену. Ранее свои рекомендации выпускникам дали
разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию, истории и русскому языку.