Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Что обозначает имя существительное»

Тема: «Что обозначает имя существительное»

(5 класс)


Цель урока:  формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного. 

Задачи:

учебные:

 - закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученном  в начальной школе;

развивающие:

 -  развивать мышление, речь,  умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки;

воспитательные:

 -  воспитывать интерес к предмету,  культуру поведения.
Ожидаемые результаты:

предметные:
- закрепить  и обобщить  сведения  об имени существительном, изученные  в начальной школе;
 
метапредметные:

 - развивать мышление, речь,  умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки; 
воспитательные: 

 - воспитывать интерес к предмету,  культуру поведения.
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа, исследовательская  деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный 
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
 - прием рефлексивной деятельности; 
 - метод конкретизации целей обучения; 

 - метод исследования;
 - метод  обсуждения новых знаний; 
- м
етод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, посильных опыту школьников. 
Результаты: роли теоретика  и  практика   позволили ученику перейти от уровня « ученик» к уровню «исследователь».

Оборудование: презентация, путевые листы, раздаточный материал, тест.
                                                          Ход урока 
1. Организационный  момент 
- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.

-  С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.

(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).

- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.  (Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

- Если вы готовы, начинаем урок.

2. Актуализация знаний 
 - На слайде представлены слова. Найдите основание для классификации и распределите их на группы. Посовещайтесь.

   Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.

3.Целеполагание 
 - Сегодняшний  урок  я хочу начать с вопроса,  ответ на него позволит вам определить тему урока: о какой героине нашего урока идет речь?  Вот что она могла бы сказать о себе: «Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов. Давно живу я в мире этом, даю названия предметам…» Как зовут героиню? Почему вы так считаете? 
— Правильно, это имя существительное. 
— Прочитайте эпиграф урока: 
Имя существительное – хлеб языка. 
      Л.В.Успенский 
- Как вы понимаете это высказывание?
— Объясните постановку тире.     
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Давайте попробуем сформулировать цели урока (ответ учащегося).  Сегодня на уроке вы  расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.   

4. Работа по теме.

-А чтобы вам  не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие в сказочную страну Морфологию в гости к героине нашего урока. Чтобы не заблудиться,  каждый из вас получит путевой  лист, где будет выставлять себе баллы. Отправляемся в путь!
Путевой  лист 

Станция 

Количество баллов 

«Опознавательная» 

«Теоретическая » 

«Морфологическая» 

«Синтаксическая» 

«Проверочная» 

   ИТОГ: 


5. Работа над  темой урока 
1 станция  - «Опознавательная» 
-Попробуем свои силы в первом испытании. 
-Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это. (Текст у каждого на парте) 
— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные. 
                            Пуськи бятые 
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: 
— Калушата, калушаточки! Бутявка! 
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. 
А калуша волит: 
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая! 
Калушата бутявку вычучили. 
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: 
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! 
— (Имена существительные – это пуськи,  калуша, напушка, бутявка,  калушата, калушаточки) 
-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет) 
-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное отвечает  на  вопросы   что?   или   кто? и  обозначает предмет.  Разве слова — доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.  Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание .
2 станция -  «Теоретическая»                                                                                              - Давайте поработаем с учебником. Откройте его на стр. 247, выполним упражнение №694 в группах (работа с лингвистическим текстом).
- Далее № 695. 1 группа- 1, 2, 7,  2 группа – 3, 4, 7,    3 группа – 5, 6, 7
Физкультминутка
- Игра на внимание “Хлопок – молчок” (игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат  имена существительные женского рода, а мальчики – мужского: кот, кошка, воробей, лиса, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.

3 станция  -   «Морфологическая» 
 - 1 группа -1 рядРаспределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? 
Вода, корабль, ночь,  меч,  блюдечко, окно, рожь.
2 группа – 2 ряд – распределите имена существительные  на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж 
Диван, 
Чемодан, 
Саквояж, 
Картину, 
Корзину, 
Картонку 
И маленькую собачонку. 

 - 3 группа – 3 ряд. Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли? 
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел- город Орел, доброта 

4 станция  - «Синтаксическая» 
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной. Сосна – это хвойное дерево. Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
- Вывод: расскажите о синтаксической роли  имени существительного.
-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что  узнали о существительном.

Конечная станция - «Проверочная» 
1) Работа с таблицей «Наведи порядок»

 - Существительные из известных сказок перепутались. Подберите к прилагательным нужные существительные. Запишите, правильно оформляя названия сказок.

Имена прилагательные

Имена существительные

Красная                                                                              

Синяя

Белый

Храбрый

Голый

Аленький

борода

шапочка

цветочек

клык

портняжка

король

2) тест “Имя существительное”
1. Найдите неверное утверждение. 
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
 
2.   Укажите имя существительное 
А. смелость Б. смело   В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении  “Берёзы украшают леса”: 
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством. 
4. Определить род существительных: честность, правда, книги. 
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? 
Самопроверка 
Ответы 
1. Б 
2. А 
3. Б 
4. женский 
5. неодушевленные 
«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 
6.Выставление оценок. 
7.Рефлексия.    Прием «Незаконченные предложения»
 - Я отлично знаю…

 - Мне нужно повторить…
8. Объяснение домашнего задания:                                                                                               1)параграф 87 правило ( подготовить рассказ об имени существительном);

2) упр. 693 или составьте рассказ на основе текста «Пуски бятые»
9. « На закуску» (если осталось время на уроке)

 - Если использовать все продукты, которые предлагает С. Михалков, то какое блюдо получится?

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

             Капусту,

                      Морковку,

                                   Горох,

                                Петрушку и свёклу.

                                                              Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

           Капуста,

                   Морковка,

                                    Горох,

                                        Петрушка и свекла.

                                                                 Ох!..

(Ответы учащихся) (И суп овощной оказался не плох!)                                                                        - Спасибо  за работу на уроке!