Описание образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), а также социального заказа родителей младших школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, зарегистрирован в Минюстом России 22.12.09 № 17785, задает ориентиры развития всей системы образования, в том числе и начального, т.к. он ориентирует на новые результаты образования, обозначает ценность системно-деятельностного подхода к обучению, предлагает рассматривать требования к образованию как совокупность трех систем требований: к структуре, результатам освоения, условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ, реально обеспечивает условия для воспитания учащихся.

С учётом условий работы МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, а также характеризуется учебный план начальной школы.

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования:

1. Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Эта цель реализуется дифференциацией обучения и организацией внеурочной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

2. Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы.

Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:
¾ сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличия ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;
¾ умение добывать знания; развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации и адекватную поставленной учебной задаче работу с ней;
¾ осознание своего незнания, умение найти допущенную ошибку и исправить её, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;
¾ изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся,
¾ целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); а также в возрастном уровне развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
¾ сформированность универсальных учебных действий как предпосылку для развития достаточного уровня общеучебных умений.

Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности реализуется в процессе изучения учебных предмета «Литературное чтение», а также программы внеурочной деятельности школьников «Истоки».

3. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни. Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; ежедневные уроки двигательной активности, проходящие на улице; а также правильная организация проведения урока, не допускающая переутомления учащихся, — проведение игр, физминутки, релаксационные упражнения.

4. Формирование учебной деятельности школьника.
 Эта цель образовательного процесса в данном образовательном учреждении достигается с помощью использования средств обучения в системе «Школа России», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности.

Нормативно-правовая база для разработки основной образовательной программы НОО МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики:

Федеральный уровень:
• Конституция Российской Федерации (ст. 43).
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
• Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290). «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».

Адресность программы:
Возраст: 6,5-10 лет (1-4 кл.)
Наличие устойчивой положительной мотивации к учению. Состояние здоровья. Продолжительность обучения: 4 года (1-4 кл.)

Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования ООП НОО МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики» состоит из следующих разделов:
• ЦЕЛЕВОЙ
• СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
• ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ,

раскрывающих направления деятельности образовательного учреждения.

Целевой раздел включает:
Пояснительную записку
Цели реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися ООП НОО
Принципы и походы к формированию ООП НОО и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения
Общую характеристику ООП НОО
Общие подходы к организации внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
Систему оценки достижения планируемых результатов

Содержательный раздел включает:
программу формирования универсальных учебных действий
программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности
программу духовно-нравственного развития, воспитания
программу формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
1. Цель, задачи и результаты деятельности;
2. Направления деятельности;
3. Модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися;
4. Критерии, показатели эффективности деятельности;
5. Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов)

Организационный раздел
учебный план
план внеурочной деятельности
система условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС НОО
1. Описание имеющихся условий (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических, учебно-методическое и информационное обеспечение.
2. Обоснование необходимых изменений в соответствии с приоритетами ООП
3. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
4. Контроль за состоянием системы условий

Общие подходы к организации внеурочной деятельности

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа НОО реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации лицеистов через несколько направлений, реализация которых ведёт к получению тех результатов в обучении и воспитании, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

В рамках перехода на ФГОС НОО установлены аспекты, компоненты внеурочной деятельности (цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результат).

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:
- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Одной из главных проблем МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики для организации внеурочной деятельности является отсутствие, а так же сильная удалённость имеющихся учреждений дополнительного образования, специалистов со специальным образованием, недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность будет реализовываться через занятия по индивидуальному выбору обучающихся и их родителей (законных представителей), в соответствии с интересами и склонностями.

Режим работы в 1-х классах будет строиться по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают занятия.
            В течение всего времени с детьми находится учитель начальных классов, который регулирует посещение.

Содержание:

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.

Технологии:
• Проектная деятельность;
• дифференциация по интересам;
• информационные и коммуникационные технологии;
• игровые технологии;
• технология саморазвития личности учащихся

Результаты:
• Реализация программы.
• Приобретение школьником социальных знаний.
• Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
• Получение опыта самостоятельного общественного действия.

При организации внеурочной деятельности обучающихся планируется использовать собственные ресурсы (учителя начальных классов, музыки, физической культуры).