Описание основной образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа»  Алатырского района Чувашской Республики разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года под № 1897 и на основании Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Первомайская СОШ» реализуется  через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований  государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

        Разработка основной образовательной программы основного общего образования осуществлялась в школе  с привлечением органов самоуправления: Управляющего Совета  и Педагогического Совета,  обеспечивающих государственно-общественный характер управления МБОУ «Первомайская СОШ».

  Основная образовательная программа основного общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Основная образовательная программа основного общего образования не противоречит  Уставу школы и всем другим документам, регламентирующим осуществление образовательного процесса.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются: 

•         обеспечение  планируемых  результатов  по  достижению  выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых  личностными,  семейными,  общественными,  государственными потребностями  и  возможностями обучающегося  среднего  школьного  возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; 

•         становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение  поставленных  целей  при  разработке  и  реализации образовательной  организацией  основной  образовательной  программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

•         обеспечение  соответствия  основной  образовательной  программы требованиям ФГОС;

•         обеспечение  преемственности  начального  общего,  основного  общего, среднего  общего образования;

•         обеспечение  доступности  получения  качественного  основного  общего образования,  достижение  планируемых  результатов освоения  основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

•         установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала  школы,  обеспечению  индивидуализированного  психолого - педагогического  сопровождения каждого  обучающегося,  формированию образовательного  базиса,  основанного  не  только  на  знаниях,  но  и  на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

•         обеспечение  эффективного  сочетания  урочных  и  внеурочных  форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

•         взаимодействие  образовательной  организации  при  реализации  основной образовательной программы с социальными партнерами;

•         выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей,  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья и  инвалидов,  их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию  общественно  полезной деятельности,  в  том  числе  социальной практики,  с  использованием  возможностей  образовательных  организаций дополнительного образования;

•         организация  интеллектуальных  и  творческих  соревнований,  научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

•         участие  обучающихся,  их  родителей  (законных  представителей), педагогических  работников  и  общественности  в проектировании  и  развитии внутри школьной социальной среды, школьного уклада;

•         включение  обучающихся  в  процессы  познания  и  преобразования внешкольной  социальной  среды  п. Первомайский, Алатырского  района  для приобретения опыта реального управления и действия;

•         социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация  обучающихся  при  поддержке  педагогов, психологов,  социальных педагогов,  сотрудничество  с  базовыми  предприятиями,  учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

•         сохранение  и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования.

Методологической  основой  ФГОС  является  системно-деятельностный подход, который предполагает:

•         воспитание  и  развитие  качеств  личности,  отвечающих  требованиям информационного  общества,  инновационной  экономики, задачам  построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур  и  уважения  его многонационального,  поликультурного  и поликонфессионального состава; 

•         формирование  соответствующей  целям  общего  образования  социальной среды  развития  обучающихся  в  системе  образования, переход  к  стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

•         ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие  на  основе  освоения  универсальных  учебных действий,  познания  и освоения  мира  личности  обучающегося,  его  активной  учебно-познавательной деятельности,  формирование его  готовности  к  саморазвитию  и  непрерывному образованию;

•         признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной  деятельности  и  учебного сотрудничества  в  достижении  целей личностного и социального развития обучающихся;

•         учет  индивидуальных  возрастных,  психологических  и  физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при  построении  образовательного  процесса  и  определении  образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

•         разнообразие  индивидуальных  образовательных  траекторий  и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.